В этой статье мы рассмотрим, как оформить дом в собственность в 2024 году. Этот вопрос будет актуален всегда, но периодически в процедуре появляются новые правила. Важно проверять актуальность сведений и опираться на свежую информацию.
Для чего нужно оформлять право собственности
Начнем с того, что незарегистрированный дом не является юридически защищенным объектом. Технически у человека, который им владеет, нет никаких прав на свою же собственность. И это влечет за собой огромное количество проблем, например, в случае оформления наследства или в чрезвычайных ситуациях. На разрушенный дом, который отсутствует в базах, нельзя получить компенсацию. Немало проблем возникнет и в случае, если такой дом ограбят, подожгут либо предпримут в отношении него другие противозаконные действия. Чтобы защитить свою недвижимость, любой хозяин должен вовремя заниматься оформлением дома в собственность.
Если речь идет о самострое, который хозяева и не планировали регистрировать, то это может обернуться штрафом либо предписанием о сносе. Учитывая, что проекты по возведению домов всегда дорогие, так рисковать не стоит.
Но мы перечислили не все проблемы. Например, некоторые участки изначально выдаются под строительство жилых домов. Это относится к территориям ИЖС. Если хозяева в течение определенного времени не построили дом и не зарегистрировали его, они получат за это серьезный штраф.
Продать незарегистрированный дом в теории можно. Но покупателей на такой объект будет очень мало. А если и найдутся желающие, процедура передачи недвижимости от одного несуществующего владельца другому будет довольно сложной.
Преимущества от оформления дома
Оформление права собственности позволяет:
- законно платить налоги и не иметь никаких проблем с государством;
- рассчитывать на юридическую защиту дома;
- получать компенсации за ущерб, нанесенный стихийными бедствиями или в результате других ЧП.
Правильно оформленный дом проще продать, официально подарить (с подписанием дарственной), передать в наследство. А еще такая недвижимость нередко становится хорошим обеспечением большого кредита. Незарегистрированный дом в качестве залога оформить нельзя — для банка этот объект вообще не существует. Но, если собственность подтверждена и постройка поставлена на учет, такая недвижимость может использоваться в процедуре кредитования.
Своевременная регистрация права собственности выгодна не только государству, но и самим собственникам — затягивать ее точно не стоит.
Краткая инструкция для регистрации дома
Оформление дома в собственность в 2024 году все еще происходит по упрощенной схеме. Это связано с так называемой дачной амнистией, которая не так давно была продлена до 1 марта 2031 года. Если действовать именно по ней, то этапы регистрации следующие:
- обращение к кадастровому инженеру для проведения межевания и составления кадастрового плана постройки;
- отправка уведомления о постройке дома в муниципальные органы власти;
- оформление техпаспорта;
- присвоение дому почтового адреса.
В ситуации, если будущим хозяевам и жильцам нужно получить прописку, этот вопрос можно решить локально, в администрации по месту нахождения дома.
Документы для оформления дома в собственность передаются в МФЦ или через Росреестр, портал “Госуслуги” — можно выбрать наиболее удобный и подходящий вариант по ситуации.
Какие документы необходимо собрать
В тех случаях, когда дом уже стоит на кадастровом учете и у него просто сменился собственник, нужен минимальный стандартный пакет документов. Он включает:
- заявление по установленному образцу;
- российский паспорт собственника;
- документы, которые устанавливают право владения участком и самим строением;
- чек об оплате государственной пошлины.
Если частный дом на кадастровом учете еще не стоит, дополнительно потребуются кадастровые паспорта на землю и дом, техплан постройки, а также декларации на все хозпостройки, которые расположены на участке. К этому добавляются все согласовательные документы (разрешения, уведомления), изначально подписанные представителями местной администрации.
Оплата пошлины в зависимости от распределения долей
При оформлении дома в собственность размер госпошлины такой же, как и в случае с квартирой. Это 2000 рублей. Оплатить ее нужно еще до подачи документов, так как чек передается вместе с ними. Также это можно сделать на месте, если бумаги подаются в МФЦ.
В тех случаях, когда дом оформляется в собственность долями, каждый дольщик платит соответствующую часть пошлины. Но это не касается ситуаций, когда дом регистрируют родители несовершеннолетнего ребенка или один из супругов.
Сколько потребуется времени на процедуру
Мы рассказали о том, как оформить право собственности на дом, а теперь давайте узнаем, сколько времени все это займет.
При передаче собственности, когда требуется минимальный пакет документов, а сам дом стоит на кадастровом учете, на все это уйдет не более 7 рабочих дней. 2—3 дня можно добавить, если вы подаете документы через МФЦ.
Если кадастровый учет еще не оформлен, то процедура потребует уже больше времени. Обычно вопрос решается в течение одного месяца, но это при условии, что собственники быстро собирают документы, подают их без ошибок и возвратов. А в случаях, когда нет времени заниматься такими вопросами, всегда помогут юристы. Сейчас есть немало специалистов, которые за разумную оплату берут на себя решение таких задач.